сайт преподавателя Яцкевич Светланы Григорьевны
 
  Главная
Фотоальбом
Портфолио
Гостевая книга
Пишите нам!

Полезное
Ученикам
Афоризмы
Портфолио
Новости
Родителям
 

Немного о ДЖАЗЕ

 

Несет волнами радость саксофон

В ответ на вызов дерзкого рояля.

Труба с гитарой вторят в унисон,

Даря прохладу летнего мистраля.

И вдруг вступает голос с хрипотцой,

И чувственностью обжигает кожу.

Начальных нот напев, как бы с ленцой,

Перерастает в страстный звук…, до дрожи

 

Джаз родился  на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.

Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан.Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку в начале 17в. и обращенных в рабство. Богачи американского Юга стали использовать рабский труд негров для тяжелых работ на своих   плантациях. С раннего утра и допоздна, не разгибая спины, трудились негры. Невероятно тяжела была их жизнь.

В начале это была настоящая африканская музыка, которую невольники привезли со своей родины, но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. На слух воспринималась музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны.  Но петь по своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на личную жизнь.

Так возникли негритянские песни-молитвы – спиричуэл.

Спиричуэл - один из источников джаза.

Негры удивительно музыкальны и ритмичны.В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок.

А через несколько лет  Джаз приобрёл  мировую славу. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного  дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада.

 

Спиричуэл - скорбные, полные веры и страдания,

 Блюзы - тоска соединена с весельем отчаяния и безверия

Что скрывалось за диким, отчаявшимся весельем блюзов?

 Трагедия целого народа.

Джаз унаследовал

-От Спиричуэла – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др.,

-от Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность,

-от Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.). 

Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

         Когда Джаз сделался  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик.

    Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Очень любили негры играть в оркестрах.

Сначала они играли на самодельных инструментах. После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры, наконец-то,  смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз.

Основные особенности джаза - Ритм синкопированный, акцент на слабую долю.

Основой джаза является ИМПРОВИЗАЦИЯ.

Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Музыканты джаза должны уметь импровизировать, либо соло на фоне  аккомпанемента. В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный.

Известные исполнители джаза.

Луи Армстронг.

Инструменты джазового оркестра

Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные – барабаны, тарелки.

Со времени своего возникновения джаз успел пройти огромный путь, он распространился сначала в Америке, а затем во всём мире. Он перестал быть искусством негров. Очень скоро в джаз пришли белые музыканты.

Джаз имеет свои звёзды, которые осветили путь к его исполнению.

 

Звёзды джаза – композитор Джорж Гершвин,

певец, трубач - Луи Армстронг,

пианист Дюк Эллингтон,

певцы Фрэнк Синатра и Элла Фицджеральд,

Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в России,

Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы в нашей стране.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам.

Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

 

Надеюсь, что вы полюбите джаз.

 

 

Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.

Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе.

Голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы. 

Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту.

Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.

Поэтому "заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту".

                                  Как надо охранять детский голос

Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат. Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.

В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому, что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться. 

Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.

Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.

Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых.

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата в период роста, необходимо как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков. Это особенно касается детей-вокалистов. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.).

В заключение следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах.

 

Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой

 

На основе особенностей человеческого организма с помощью дыхания бороться с болезными разработаны различные методики здорового образа жизни и излечивания от недугов.

Действенной методикой оздоровления, берущей за основу дыхательную гимнастику, считается гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой.

Изначально упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой предназначались для восстановления певческого голоса и с этим она прекрасно справлялась. А в последствии, когда люди стали замечать положительные изменения в других аспектах здоровья, после проведения этих дыхательных упражнений, гимнастика Стрельниковой стала применяться для лечения многих болезней.

Данная техника дыхания действительно помогала излечиваться от заболеваний, стала эффективным средством борьбы с многими недомоганиями человека. В последствии она приобрела широкую популярность и была признана даже МЗО Союза, а Стрельникова получила документ, подтверждающий авторское право на разработанную методику.

 

Немного об авторе А. Стрельниковой и принципах дыхательных упражнений

 

Свою карьеру Александра Николаевна начинала как оперная дива в первой половине прошлого века, а после 2-ой мировой войны стала известным в СССР педагогом по вокалу.

Толчком к разработке уникальной гимнастики стала потеря голоса. Способ восстановления связок с помощью дыхательных упражнений певице подсказала мать. Постепенно отдельные элементы методики составили целую систему, которая оказалась необыкновенно эффективной.

В 1972 году Стрельникова официально зарегистрировала свое изобретение во Всесоюзном НИИ государственной патентной экспертизы, получив на него авторское свидетельство.

В настоящее время в столице функционирует Центр дыхательной гимнастики, названный в честь ее создательницы. Применение данной методики неоднократно тестировалось в лечебных учреждениях различного типа, и исследования каждый раз подтверждали ее действенность.

Основные рекомендации по «Стрельниковской» гимнастике

Неужели потеря голоса – такая распространенная проблема, спросят нас читатели. Почему эти упражнения так популярны? Все дело в том, что метод Стрельниковой благотворно влияет не только на состояние связок, а и на кровь, мышцы, дыхательные органы.

 

 

С помощью этого метода можно:

1.     Поднять общий тонус.

2.     Вылечить астму, логоневроз, стенокардию,туберкулез.

3.     Избавиться от вредных привычек (курения).

4.     Справиться с ожирением.

]

Механизм действия упражнений основывается на вдохах различной частоты и интенсивности, при которых активно задействована диафрагма. А выдох, по мнению Александры Николаевны, должен осуществляться самопроизвольно с «выбросом» всего ненужного.

В качестве профилактики или для лечения болезней дыхательную гимнастику необходимо проделывать ежедневно в течение 1 часа. Повторять упражнения и утром, и вечером. М.Н. Щетинин (ученик Стрельниковой, создатель и руководитель упомянутого выше Центра) рекомендует 12-15 сеансов.

Конкретные упражнения во многом зависят от цели, ради которой они используются. Не имеющим возможности обратиться за помощью к специалистам, могут посмотреть видео дыхательной гимнастики Стрельниковой и освоить методику самостоятельно.

 

Главные принципы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

 

Главной особенностью дыхательной гимнастики являлась особая техника дыхания — энергичный вдох и пассивный выдох.

Как при шмыгании носом, воздух должен вдыхаться носом быстро и шумно, а выдыхать нужно через полуоткрытый рот, стараясь вовсе не напрягаться.

         Важным моментом техники считается то, что все движения гимнастики должны выполняться вместе с выдохами. При такой стратегии мышцы становятся выносливее и укрепляются быстрее. Как и многие другие виды гимнастик, все движения проходят под счёт в одном темпе, спокойно, но энергично.

Движения — вдохи воздуха должны проходить кратными сериями (например от 4 до 32 раз). А между такими сериями упражнений делаются короткие паузы — примерно от 3 до 5 секунд, для небольшого отдыха. Полный комплекс гимнастики Стрельниковой состоит из более чем десятка разных упражнений, но главными считаются только некоторые из них. 

 

 

 

 
CultNet © Москва 2012